11:00 – 20:00
24–25 ноября 2018

Холосценденция: Процесс пробуждения
и препятствия на пути


Семинар пройдёт впервые, ранее этот материал нигде не был представлен.
Санкт-Петербург
Дни
Часы
Минуты
Секунды
Подписка
Мы будем оповещать вас о ближайших семинарах и поддерживающих занятиях в Санкт-Петербурге, Москве или Нижнем Новгороде
Вы сможете в любой момент отписаться от наших писем.

Нажимая кнопку «Отправить», вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку персональных данных.
Холосценденция — что это?
Холосценденция — это метод целостного развития личности. Это «метаподход», объединяющий множество подходов к психологическому росту и техник практической психологии. В своей работе мы используем интегральную систему координат. Она позволяет сплетать воедино наиболее зарекомендовавшие себя развивающие, медитативные и психотерапевтические практики. На наших семинарах вы осваиваете различные практические аспекты холосценденции и учитесь применять их к реальным жизненным ситуациям.
Холосценденция — что это?
Холосценденция — это метод целостного развития личности. Это «метаподход», объединяющий множество подходов к психологическому росту и техник практической психологии. В своей работе мы используем интегральную систему координат. Она позволяет сплетать воедино наиболее зарекомендовавшие себя развивающие, медитативные и психотерапевтические практики. На наших семинарах вы осваиваете различные практические аспекты холосценденции и учитесь применять их к реальным жизненным ситуациям.
Что буквально означает сам термин?
Термин «холосценденция» включает в себя греческое слово холос («целостный») и латинское ascendere/scendere («восхождение»/«нисхождение»). Таким образом, буквально это понятие подразумевает восхождение к целостности, а также распознавание уже существующего целостного жизненного «потока».
Какие методы включены в холосценденцию?
  • интегральный AQAL-подход К. Уилбера;
  • различные наработки трансперсональной психологии;
  • работа с тенью и гештальт-терапия Ф. Перлза;
  • процессуально ориентированная психология А. и Э. Минделлов;
  • алмазный подход А. Х. Алмааса;
  • интегральная практика Генпо Роси: «Большой Ум — Большое Сердце» (работа с субличностями);
  • эриксоновский подход;
  • нарративная терапия М. Уайта и Д. Эпстона (развитие альтернативных, предпочитаемых историй собственной жизни);
  • практика осознанности;
  • исследование некоторых практических аспектов работы с вниманием, описанных К. Кастанедой;
  • работа с психосоматическими проявениями;
  • экзистенциально-гуманистическая психология К. Роджерса, Р. Мэя и др.
Мы опираемся на труды отечественных и зарубежных исследователей.
Что получают участники?
  • Углубление искреннего общения и правдивости с самими собой и другими
  • Соприкосновение с внутренним творческим началом
  • Открытие источников своих ресурсных состояний
  • Отработка аспектов, мешающих повышению качества отношений и жизни в целом
  • Распознавание препятствий к полной самореализации и начало работы над их растворением
  • Базовые навыки питательного медитативного состояния во время общения с людьми
  • Работа с особыми состояниями сознания (включая сны, пиковые переживания, «сон всей жизни»)

В долгосрочной перспективе (в рамках цикла семинаров):
  • Развитие глубокой, интегральной осознанности своей жизни
  • Освоение интегрального подхода на практике, в целостном жизненном опыте, а не только через ум
  • Знакомство с целым спектром интегративных методов саморазвития, работы с собой и отношениями
  • Развитие способности к радикальному присутствию во всех сферах своей жизни
  • Превращение своей жизни в плавильный котёл по самотрансформации, осознаванию и растворению препятствий к жизненному потоку
  • Постепенное разрешение хронических проблем в отношениях с собой и другими, мешающих актуализации высших потенциалов своей жизни (в том числе и в творчестве)
  • Развитие гибких и устойчивых стратегий по поддержанию ресурсных состояний в сложных сиутациях
О чём этот семинар
Более глубокие состояния сознания хранят в себе ресурсы, обогащающие жизнь, творческие состояния, прозрение в суть вещей.

На пути открытия к этим состояниям могут возникать привязанности (аддикции) и отторжения (аллергии). Это может приводить не только к застреванию на пути пробуждения, но и дезинтеграции самости.

Семинар будет посвящён отработке теневых аспектов проявляющихся в более тонких и других состояниях сознания; работе с тормозящими развитие привязанностями и отторжением различных аспектов жизни, самости и состояний сознания.



Структуры и состояни
Интегральный институт (Кен Уилбер, Клинт Фуз и др.)
«Состояние бодрствования, состояние сновидения и состояние глубокого сна без сновидений — они, в сущности своей, сходны у всех людей на планете (состоянию сновидения, например, соответствует ритм мозговых волн с частотой 4–8 циклов в секунду, и это верно для любого человека). Однако люди редко переживают все эти состояния, пребывая в полном сознании, а следовательно глубочайшие и скрытые „тайны" этих состояний остаются закрыты от нас.

…сознавание как таковое, или сознание, или повседневное бодрствующее осознавание, начинает своё развёртывание в человеке с отождествления с грубым физическим миром. Сначала бодрствующее осознавание отождествлено исключительно с состоянием бодрствования. Если его тренировать, оно может постепенно начать входить в состояние сновидения, состояние глубокого сна без сновидений, состояние пустотного свидетельствования (или „Истинного Я") и, наконец, предельное недвойственное состояние „единства" — состояние полной пробуждённости».

«…Поскольку индивид отождествляет себя лишь с одной из сторон своей психики, остальная ее часть воспринимается как «не-я», как заграничная территория, чужая и пугающая. Человек перекраивает карту своей души, чтобы отмежеваться от каких-то своих нежелательных сторон (эти нежелательные стороны, отбрасываемые маской, мы будем называть «тенью») и, по возможности, исключить их из сферы сознания».

Такой процесс формирования тени возможен и при продвижении от грубого состояния сознания к тонкому и далее. Работу с тенью, аддикциями к тем или иным аспектам и аллергией на них мы будем проводить на семинаре в Санкт-Петербурге 24–25 ноября.
Illustration © Bryce Lorren Widom
Пути пробуждения и взросления как векторы развития к большей мудрости и радости
Часть 1
Существует два основополагающих вектора развития сознания и личности: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальное развитие исследуется психологией развития. Детская психология развития скрупулёзно исследует стадии формирования самосознания у детей. Взрослая психология развития исследует траекторию развития взрослой личности через стадии всё большей зрелости мироосмысления и самоощущения. Исследователи выделяют около дюжины крупных стадий, или вех, развития, через которые человек может проходить в течение своей жизни (в случае, если у него нет где-то застревания и этому способствуют жизненные условия). На каждой вехе развития, на каждом этапе сознание индивида разотождествляется с предыдущими отождествлениями и идентифицируется с новым миром, включая при этом на новом эволюционном витке сущностные компоненты предыдущей стадии. Это знаменитая диалектика дифференциации и интеграции, или трансценденции и включения.

Та же диалектика играет определённую роль и в горизонтальном развитии. Горизонтальное развитие — это развёртывание всё более глубоких состояний присутствия, внимательности и осознанности в жизни. Тогда как вертикальные стадии-структуры самосознания определяют то, как мы осмысляем мир и любой опыт в нём (эгоцентрически, этноцентрически, мироцентрически или же космоцентрически), состояния сознания определяют то, что именно мы воспринимаем в своей повседневности: обращаем ли мы внимание только на грубые и поверхностные проявления жизни, или же зрим в корень событий, замечая множество тонких сигналов, включая и осознавание «центра циклона» нашего собственного бытия — источник всех переживаний, сознания как такового.

В то время, как вертикальное развитие называют путём взросления ко всё более всеобъемлющим и целостным стадиям зрелости, горизонтальное развитие известно как путь пробуждения сознания. Сознание пробуждается к своей глубинной многослойности и обретает способность присутствовать во всё более расширенных состояниях.

Часто люди переживают пиковый опыт какого-то возвышенного состояния сознания, а потом всю жизнь черпают вдохновение и жизненные смыслы из этого переживания, даже если оно длилось какое-то мгновение. Трансперсональная психология занималась исследованием того, насколько воспроизводимы эти трансформирующие пиковые переживания, состояния пробуждения, насколько их вообще можно стабилизировать, или же человеку суждено двигаться лишь от пика к пику, постоянно повторяя сизифов труд восхождения по горе состояний. В итоге и трансперсональные исследования, и интегральная психология пришли к выводу, что развитие через горизонтальные состояния и стабилизация присутствия во всё более пробуждённых формах сознавания возможно.
Часть 2
Для этого необходимо осознанно заниматься развитием присутствия через доступные человеку состояния сознания и пребывания. В течение многих тысяч лет в различных созерцательно-феноменологических традициях изучались практики преображения и очищения сознания, развития нашей внимательности к настоящему мгновению, раскрытия способности пребывать вне форм концептуального мышления — в чистом присутствии силы настоящего момента. Когда ваше присутствие укореняется в настоящем, оно начинает погружаться в созерцание природы сознания-как-такового — изначального сознавания, «неделимого остатка» запредельной экзистенции, которая есть прежде, нежели возникают какие-либо иные феноменологические формы ощущения, восприятия, осмысления, миропроявления. Эту «основу всего опыта» нельзя назвать ни бытием, ни не-бытием, она запредельна любым описаниям, поскольку сами описания рождаются рассудочным умом, но рассудочный ум рождается именно этой основой всего, или природой сознания.

Подобно тому, как в вертикальном развитии наше самосознание проходит через более-менее дискретные стадии роста, воспринимаемые субъективно как обширные жизненные этапы (на прохождение которых может уходить от нескольких лет до десятилетий), созадействующие целые миры, в которых жизнь укладывается в определённые узоры-паттерны, в горизонтальном развитии также наблюдаются стадии развития состояний. В интегральном метаподходе Кена Уилбера они называются стадиями-состояниями и поэтапно распаковываются, ассимилируются, трансцендируются и интегрируются в прохождении от грубого состояния через тонкое (низшее и высшее тонкое) и причинное (низшее и высшее причинное). Всё это на фоне непрерывно свидетельствующей функции, которая может также становиться стабилизированным этапом присутствия, и недвойственной сущности опыта, запредельной любым дуалистическим разделениям на свидетельствующий субъект и свидетельствуемый объектный мир.

Грубое состояние — это обыденное бодрствующее сознание, беспокоящееся по поводу мириадов тривиальных и не очень тривиальных вещей. Тонкое состояние раскрывается нам каждый день в состояниях сновидения или же мечтаний, а также при раскрытии всё большего присутствия к энергии жизни. В интегральной медитации это также проявление изменённых состояний восприятия, изменение светимости в субъективном поле, проявление новых аспектов восприятия и самоощущения. Причинное состояние раскрывается как переживание безграничного пространства, поля присутствия, соответствующего нижней точке теории U Отто Шармера. Это простор тишины и безмолвия, свежий ветер неописуемого, глубинный слой формирования смыслов и наитончайших форм, в котором обостряется чувствование априорных категорий времени, пространства, геометрических узоров и констант бытия — как таковых, независимо от их многообразных поверхностных проявлений.
Часть 3
В конечном счёте состояния восприятия различных форм внутри сознаваемого мира вспыхивают как всеобъемлющий метаобъект — жизнь-как-таковая, в которую вы вглядываетесь недреманными свидетельствующими очами. Око созерцания раскрывается к осознаванию своей предельной свободы от всего воспринимаемого, и пространство присутствия воспаряет над царскими дворцами мира воспринимаемых форм. Здесь уже возможно использование лишь метафорического, образного языка. Говоря словами Дэвида Линча, вы ловите самую крупную рыбу из возможных: способность созерцать как чистое свидетельствование, никогда не входящее в поток времени и пространственной развёртки, но запредельно взирающее на них.

В конце концов при стабилизации свидетельствования сама позиция свидетельствования распознаётся вами-как-сознанием в качестве наитончайшей энергии-формы, попытки тончайшим образом дистанцироваться от мира феноменов, как тонкое движение по отстранению и установлению преграды между собой и миром… и тогда завеса свидетельствования падает, и весь мир каскадом ниспадает туда, где раньше была ваша свидетельствующая голова и ваше свидетельствующее сердце. Мир-и-сознание бесшовно и неразрывно едины, это недуальное присутствие не над миром, но в качестве мира, с сохранением при этом трансцендентной свободы, но теперь эта свобода распахивается как сам мир.

В общем, если в начале медитативно-созерцательного пути вы всё больше и больше пробуждаетесь для иллюзорности своих представлений о мире и того, с чем вы отождествлялись, открываясь для более обширных слоёв присутствия в реальности, то далее эта реальность вдруг ниспадает на обыденный мир форм, и трансцендентное начинает звучать мириадом серебряных колокольчиков в самых простейших событиях мира. И на рыночную площадь вы возвращаетесь с пустыми руками, сознавая изначально чистый лик миропроявления как всё пространство переживаемого в том месте, где раньше, как вы считали, были вы, а теперь есть лишь безгранично мудрая разумность всебытия, проявляющаяся как ваша уникальная индивидуальность.
Часть 4
Как в вертикальных, так и в горизонтальных процессах развития есть определённая сложность: не расти невозможно, в нас заложено естественное стремление к восхождению, подпитываемое тем, что философы называют Эросом жизни. Но в процессе роста могут формироваться фиксации (аддикции) или отторжения (аллергии). Это касается и стадий вертикальной зрелости, и состояний-стадий развёртывания присутствия в горизонтальных состояниях. В каждой точке переключения между состояниями может образовываться препятствие или барьер, некая преграда, с которой сознание тончайшим образом отождествляется, и никак не получается ему пробудиться от этого тончайшего кошмара, пусть таковой и замаскирован даже под сосредоточенность на «важных вещах», или грёзоподобные состояния, или же громогласное переживание тишины.

У вас может выработаться зависимость, например, от грубых состояний (связанных с базовыми уровнями человеческой жизни — заработком, едой, сексуальностью и эмоциональной чувственностью). Своё счастье вы тогда безуспешно будете искать в лабиринтах грубых форм и отождествлений, пытаясь воспроизводить одно и то же, одно и то же, одно и то же, не желая отпустить себя для более широкого самовосприятия и более глубоких способов обретения радости в жизни. В результате истощение, смертная тоска, скука и томление — и усиление боязни перед трансценденцией. Или же в процессе развития своей осознанности вы можете выработать у себя тенденцию по отторжению грубого (или же усугубить уже существующую, заранее посеянную на каких-то более ранних этапах тенденцию — аллергию на «грубый мир» с его необходимостью зарабатывать, платить по счетам, поддерживать отношения и т. д.). Тогда вы будете пытаться всё время отстраняться от всего, что связано с этим «нечистым» миром, а всякое соприкосновение с ним будет посылать электрический разряд отвращения в вашу психофизическую систему.

Точно так же зависимость или аллергия, дисфункциональная фиксация или дисфункциональное отторжение может развиваться по отношению и к тонким, причинным, свидетельствующим и недвойственным состояниям. Вместо Срединного пути, свободного от крайностей, вы тогда впадаете в ту или иную крайность, экстремальность (например, попытки отторгнуть какое-то состояние или не дать ему развернуться, стремление запечатать себя в уже известном состоянии, тем самым отрезав себя от собственных же более глубоких и целительных потенциалов). Это порождает ненужное страдание там, где раскрепощение фиксации или отторжения могло бы позволить глубоко вдохнуть свежее и простое чувство бытия так, как оно есть и потенциально дано уже прямо сейчас, в настоящее мгновение.

Программа нашего семинара «Холосценденция: Процесс пробуждения и препятствия на пути» посвящена рассмотрению именно трудностей на пути горизонтального развития и того, как эти сложности могут быть связаны и с теневым материалом, образовавшимся при прохождении стадий вертикального взросления. И в горизонтальном продвижении через состояния, и в вертикальном взрослении мы можем попадать в многочисленные ловушки, схлопываться в малые формы отождествлений, из-за чего у нас появляются разнообразные симптомы (в том числе и неконструктивные жизненные сценарии), и мы впадаем в крайние образы жизни и воззрения, не помогающие, но мешающие нашему обретению предельной радости уже в этой жизни. Наша задача — в поле взаимного исследования попытаться разобраться с основными аспектами подобных цепляний (как аддикций, так и аллергий) прежде всего к состояниям сознания, чтобы увеличить шансы на освобождение от этих крайностей.
Пути пробуждения и взросления как векторы развития к большей мудрости и радости
Существует два основополагающих вектора развития сознания и личности: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальное развитие исследуется психологией развития. Детская психология развития скрупулёзно исследует стадии формирования самосознания у детей. Взрослая психология развития исследует траекторию развития взрослой личности через стадии всё большей зрелости мироосмысления и самоощущения. Исследователи выделяют около дюжины крупных стадий, или вех, развития, через которые человек может проходить в течение своей жизни (в случае, если у него нет где-то застревания и этому способствуют жизненные условия). На каждой вехе развития, на каждом этапе сознание индивида разотождествляется с предыдущими отождествлениями и идентифицируется с новым миром, включая при этом на новом эволюционном витке сущностные компоненты предыдущей стадии. Это знаменитая диалектика дифференциации и интеграции, или трансценденции и включения.

Та же диалектика играет определённую роль и в горизонтальном развитии. Горизонтальное развитие — это развёртывание всё более глубоких состояний присутствия, внимательности и осознанности в жизни. Тогда как вертикальные стадии-структуры самосознания определяют то, как мы осмысляем мир и любой опыт в нём (эгоцентрически, этноцентрически, мироцентрически или же космоцентрически), состояния сознания определяют то, что именно мы воспринимаем в своей повседневности: обращаем ли мы внимание только на грубые и поверхностные проявления жизни, или же зрим в корень событий, замечая множество тонких сигналов, включая и осознавание «центра циклона» нашего собственного бытия — источник всех переживаний, сознания как такового.

В то время, как вертикальное развитие называют путём взросления ко всё более всеобъемлющим и целостным стадиям зрелости, горизонтальное развитие известно как путь пробуждения сознания. Сознание пробуждается к своей глубинной многослойности и обретает способность присутствовать во всё более расширенных состояниях.

Часто люди переживают пиковый опыт какого-то возвышенного состояния сознания, а потом всю жизнь черпают вдохновение и жизненные смыслы из этого переживания, даже если оно длилось какое-то мгновение. Трансперсональная психология занималась исследованием того, насколько воспроизводимы эти трансформирующие пиковые переживания, состояния пробуждения, насколько их вообще можно стабилизировать, или же человеку суждено двигаться лишь от пика к пику, постоянно повторяя сизифов труд восхождения по горе состояний. В итоге и трансперсональные исследования, и интегральная психология пришли к выводу, что развитие через горизонтальные состояния и стабилизация присутствия во всё более пробуждённых формах сознавания возможно.

Для этого необходимо осознанно заниматься развитием присутствия через доступные человеку состояния сознания и пребывания. В течение многих тысяч лет в различных созерцательно-феноменологических традициях изучались практики преображения и очищения сознания, развития нашей внимательности к настоящему мгновению, раскрытия способности пребывать вне форм концептуального мышления — в чистом присутствии силы настоящего момента. Когда ваше присутствие укореняется в настоящем, оно начинает погружаться в созерцание природы сознания-как-такового — изначального сознавания, «неделимого остатка» запредельной экзистенции, которая есть прежде, нежели возникают какие-либо иные феноменологические формы ощущения, восприятия, осмысления, миропроявления. Эту «основу всего опыта» нельзя назвать ни бытием, ни не-бытием, она запредельна любым описаниям, поскольку сами описания рождаются рассудочным умом, но рассудочный ум рождается именно этой основой всего, или природой сознания.

Подобно тому, как в вертикальном развитии наше самосознание проходит через более-менее дискретные стадии роста, воспринимаемые субъективно как обширные жизненные этапы (на прохождение которых может уходить от нескольких лет до десятилетий), созадействующие целые миры, в которых жизнь укладывается в определённые узоры-паттерны, в горизонтальном развитии также наблюдаются стадии развития состояний. В интегральном метаподходе Кена Уилбера они называются стадиями-состояниями и поэтапно распаковываются, ассимилируются, трансцендируются и интегрируются в прохождении от грубого состояния через тонкое (низшее и высшее тонкое) и причинное (низшее и высшее причинное). Всё это на фоне непрерывно свидетельствующей функции, которая может также становиться стабилизированным этапом присутствия, и недвойственной сущности опыта, запредельной любым дуалистическим разделениям на свидетельствующий субъект и свидетельствуемый объектный мир.

Грубое состояние — это обыденное бодрствующее сознание, беспокоящееся по поводу мириадов тривиальных и не очень тривиальных вещей. Тонкое состояние раскрывается нам каждый день в состояниях сновидения или же мечтаний, а также при раскрытии всё большего присутствия к энергии жизни. В интегральной медитации это также проявление изменённых состояний восприятия, изменение светимости в субъективном поле, проявление новых аспектов восприятия и самоощущения. Причинное состояние раскрывается как переживание безграничного пространства, поля присутствия, соответствующего нижней точке теории U Отто Шармера. Это простор тишины и безмолвия, свежий ветер неописуемого, глубинный слой формирования смыслов и наитончайших форм, в котором обостряется чувствование априорных категорий времени, пространства, геометрических узоров и констант бытия — как таковых, независимо от их многообразных поверхностных проявлений.
В конечном счёте состояния восприятия различных форм внутри сознаваемого мира вспыхивают как всеобъемлющий метаобъект — жизнь-как-таковая, в которую вы вглядываетесь недреманными свидетельствующими очами. Око созерцания раскрывается к осознаванию своей предельной свободы от всего воспринимаемого, и пространство присутствия воспаряет над царскими дворцами мира воспринимаемых форм. Здесь уже возможно использование лишь метафорического, образного языка. Говоря словами Дэвида Линча, вы ловите самую крупную рыбу из возможных: способность созерцать как чистое свидетельствование, никогда не входящее в поток времени и пространственной развёртки, но запредельно взирающее на них.

В конце концов при стабилизации свидетельствования сама позиция свидетельствования распознаётся вами-как-сознанием в качестве наитончайшей энергии-формы, попытки тончайшим образом дистанцироваться от мира феноменов, как тонкое движение по отстранению и установлению преграды между собой и миром… и тогда завеса свидетельствования падает, и весь мир каскадом ниспадает туда, где раньше была ваша свидетельствующая голова и ваше свидетельствующее сердце. Мир-и-сознание бесшовно и неразрывно едины, это недуальное присутствие не над миром, но в качестве мира, с сохранением при этом трансцендентной свободы, но теперь эта свобода распахивается как сам мир.

В общем, если в начале медитативно-созерцательного пути вы всё больше и больше пробуждаетесь для иллюзорности своих представлений о мире и того, с чем вы отождествлялись, открываясь для более обширных слоёв присутствия в реальности, то далее эта реальность вдруг ниспадает на обыденный мир форм, и трансцендентное начинает звучать мириадом серебряных колокольчиков в самых простейших событиях мира. И на рыночную площадь вы возвращаетесь с пустыми руками, сознавая изначально чистый лик миропроявления как всё пространство переживаемого в том месте, где раньше, как вы считали, были вы, а теперь есть лишь безгранично мудрая разумность всебытия, проявляющаяся как ваша уникальная индивидуальность.

Как в вертикальных, так и в горизонтальных процессах развития есть определённая сложность: не расти невозможно, в нас заложено естественное стремление к восхождению, подпитываемое тем, что философы называют Эросом жизни. Но в процессе роста могут формироваться фиксации (аддикции) или отторжения (аллергии). Это касается и стадий вертикальной зрелости, и состояний-стадий развёртывания присутствия в горизонтальных состояниях. В каждой точке переключения между состояниями может образовываться препятствие или барьер, некая преграда, с которой сознание тончайшим образом отождествляется, и никак не получается ему пробудиться от этого тончайшего кошмара, пусть таковой и замаскирован даже под сосредоточенность на «важных вещах», или грёзоподобные состояния, или же громогласное переживание тишины.

У вас может выработаться зависимость, например, от грубых состояний (связанных с базовыми уровнями человеческой жизни — заработком, едой, сексуальностью и эмоциональной чувственностью). Своё счастье вы тогда безуспешно будете искать в лабиринтах грубых форм и отождествлений, пытаясь воспроизводить одно и то же, одно и то же, одно и то же, не желая отпустить себя для более широкого самовосприятия и более глубоких способов обретения радости в жизни. В результате истощение, смертная тоска, скука и томление — и усиление боязни перед трансценденцией. Или же в процессе развития своей осознанности вы можете выработать у себя тенденцию по отторжению грубого (или же усугубить уже существующую, заранее посеянную на каких-то более ранних этапах тенденцию — аллергию на «грубый мир» с его необходимостью зарабатывать, платить по счетам, поддерживать отношения и т. д.). Тогда вы будете пытаться всё время отстраняться от всего, что связано с этим «нечистым» миром, а всякое соприкосновение с ним будет посылать электрический разряд отвращения в вашу психофизическую систему.

Точно так же зависимость или аллергия, дисфункциональная фиксация или дисфункциональное отторжение может развиваться по отношению и к тонким, причинным, свидетельствующим и недвойственным состояниям. Вместо Срединного пути, свободного от крайностей, вы тогда впадаете в ту или иную крайность, экстремальность (например, попытки отторгнуть какое-то состояние или не дать ему развернуться, стремление запечатать себя в уже известном состоянии, тем самым отрезав себя от собственных же более глубоких и целительных потенциалов). Это порождает ненужное страдание там, где раскрепощение фиксации или отторжения могло бы позволить глубоко вдохнуть свежее и простое чувство бытия так, как оно есть и потенциально дано уже прямо сейчас, в настоящее мгновение.

Программа нашего семинара «Холосценденция: Процесс пробуждения и препятствия на пути» посвящена рассмотрению именно трудностей на пути горизонтального развития и того, как эти сложности могут быть связаны и с теневым материалом, образовавшимся при прохождении стадий вертикального взросления. И в горизонтальном продвижении через состояния, и в вертикальном взрослении мы можем попадать в многочисленные ловушки, схлопываться в малые формы отождествлений, из-за чего у нас появляются разнообразные симптомы (в том числе и неконструктивные жизненные сценарии), и мы впадаем в крайние образы жизни и воззрения, не помогающие, но мешающие нашему обретению предельной радости уже в этой жизни. Наша задача — в поле взаимного исследования попытаться разобраться с основными аспектами подобных цепляний (как аддикций, так и аллергий) прежде всего к состояниям сознания, чтобы увеличить шансы на освобождение от этих крайностей.

Автор текста: Евгений Пустошкин, клинический психолог, соведущий семинаров по холосценденции

Ключевые особенности метода
Авторская методика нелинейного и надинтеллектуального обучения с обращением к чувственно-сердечному опыту, интуитивному знанию и восприятию
Интегральный подход
бесшовно объединяет различные подходы к практической психологии, саморазвитию, работе с тенью и созерцательной практике
Телесность
ориентированность на embodiment, психосоматическую интеграцию, осознанность и кинестетическую экспрессию
Сердечность
культивация пространства мягкой добросердечности с уважением к межличностным границам и достоинству личности
Присутствие в настоящем
практика направлена на насыщение осознаванием момента «сейчас», что способствует поддержанию состояния «ума новичка» и выявлению скрытых потенциалов ситуации
Концентрация и деконцентрация
внимание в сочетании с рассредоточенным осознаванием повышают эффективность общения и внутренней работы
Пиковые переживания
спонтанные и конструктивные состояния сознания возникают и переживаются совместно
Что происходит на семинаре
1
Объяснение основных аспектов
В промежутках между упражнениями происходит введение в контекст той или иной практики и объяснение базовых принципов.
2
Работа в группе
Время от времени возникают различные групповые процессы, в которые вовлекаются многие или даже все участники группы.
3
Индивидуальная и парная работа
Каждый участник имеет возможность проработать свой индивидуальный запрос под руководством фасилитатора с привлечением других участников в качестве помощников, а также в парах.
4
Внимательное осознавание
Обучение практикам осознавания происходит в индивидуальных, парных и групповых медитациях.
Семинар подходит как для новичков, желающих соприкоснуться с живым опытом настоящей практической психологии, так и для специалистов, работающих с людьми (психологов, психотерапевтов, коучей).

Чтобы участвовать в семинаре не требуется никакой предварительной подготовки.
Семинар подходит как для новичков, желающих соприкоснуться с живым опытом настоящей практической психологии, так и для специалистов, работающих с людьми (психологов, психотерапевтов, коучей).

Чтобы участвовать в семинаре не требуется никакой предварительной подготовки.
Ведущий и автор метода
Ассистент и соведущий
Сергей Куприянов
Евгений Пустошкин
Ведущие
Психотерапевт, кандидат медицинских наук, интегральный практик. Генеральный директор «East-West Psychoconsulting LLC» (Хельсинки, Финляндия).

Психологическая практика около 35 лет.
Работает (индивидуально и с группами) в разработанном им подходе под названием холосценденция (с 1993 года живёт и работает в Финляндии, с 2014 года проводит семинары в России).

В 1978 году закончил Первый Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова (сейчас Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет), затем работал там же заведующим межклиническим отделением психотерапии. Защитил кандидатскую диссертацию по семейной психотерапии и психосоматике в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.

В дальнейшем работал в Международном институте резервных возможностей человека (МИРВЧ), после чего был директором Центра гуманистической психотерапии. В своё время стал одним из первопроходцев гештальт-терапии в России.

В Финляндии является директором East-West Psychoconsulting LLC. Сотрудничал со многими финскими компаниями и организациями, включая Edutech при Университете технологии в Тампере, Критическую академию при Хельсинкском университете, Бюро по трудоустройству и экономическому развитию в Хельсинки, Вантаа и Турку и др.

Летом 2009 года участвовал во встрече с Кеном Уилбером в составе русской делегации. С 2014 года начал проводить семинары по холосценденции в России.

Статьи в журнале «Эрос и Космос», интервью и лекции по холосценденции в YouTube
Клинический психолог, выпускник кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии СПбГУ. Главный редактор журнала «Эрос и Космос». Переводчик книг и статей Кена Уилбера.

Обучался и работает в парадигме холосценденции С. Куприянова с 2008 года, интегральной психологии и психотерапии К. Уилбера с 2007 года. Проходил профессиональную подготовку в России и Финляндии.
Ведёт частную консультативную практику.

Закончил факультет психологии СПбГУ в 2010 году. С 2011 года является ответственным редактором по России журнала «Integral Leadership Review». С 2013 года — главный редактор и сооснователь журнала «Эрос и Космос». Также является ведущим проекта Altstates.Net, посвящённого академическим исследованиям ИСС; с 2006 года сотрудничает с научной группой проф. Д. Л. Спивака (Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург).

С 2014 года является соорганизатором и ассистентом Сергея Куприянова практических семинаров по холосценденции в России. Проводит семинары и мастер-классы по холосценденции и интегральному подходу.

Facebook, Вконтакте, LinkedIn, электронный журнал «Эрос и Космос», электронный журнал «Integral Leadership Review»
— Для кого предназначены семинары по холосценденции?

— Есть несколько категорий людей, которые приходят на наши семинары. Во-первых, те, кто интересуется практической психологией и дальнейшим развитием своих личностных потенциалов. Наш подход помогает им расширить спектр доступных инструментов и перспектив, а также пройти через некоторые ключевые вехи индивидуального и межличностного развития. Полученные способы и стратегии взаимодействия с ситуациями становятся применимы в реальной жизни. Это способствует повышению качества жизни, счастью и лучшему пониманию себя.

Во-вторых, это представители профессий, активно работающих с людьми, — психологи, психотерапевты, коучи, бизнес-тренеры, HR-специалисты, предприниматели и т. д. В общем, все, кому по специальности приходится общаться со множеством людей. На наших семинарах они получают возможность расширить и углубить свои профессиональные навыки и освоить эффективные и искренние способы коммуникации.

В-третьих, люди, интересующиеся методами осознанности, имеют возможность соприкоснуться с целостной системой внимательного осознавания и, тем самым, углубить свою практику.
— Для кого НЕ предназначены семинары по холосценденции?

— Хотя на семинарах мы ведем глубокую психологическую работу и затрагиваем работу с теневыми аспектами, это направлено, прежде всего, на личную и профессиональную самоактуализацию, психологический рост, исследование экзистенциальных смыслов, развитие коммуникативных навыков и осознанности, — то есть повышение качества личной и профессиональной жизни.

Наши семинары не являются психотерапией в медицинском понимании, принятом в РФ. Семинары не предназначены для людей, находящихся в острых или тяжёлых психических состояниях (например, тяжёлых депрессиях, пограничных состояниях, ПТСР), имеющих активную историю психиатрических заболеваний или расстройств личности или проходящих психофармакологическое лечение.

Если вы подозреваете у себя такое состояние или вам нужна серьёзная психотерапевтическая помощь, пожалуйста, обращайтесь к врачам-психотерапевтам, работающим в специализированных учреждениях. Мы можем порекомендовать, например, Mental Health Center в Москве.
— Для кого предназначены семинары по холосценденции?

— Есть несколько категорий людей, которые приходят на наши семинары. Во-первых, те, кто интересуется практической психологией и дальнейшим развитием своих личностных потенциалов. Наш подход помогает им расширить спектр доступных инструментов и перспектив, а также пройти через некоторые ключевые вехи индивидуального и межличностного развития. Полученные способы и стратегии взаимодействия с ситуациями становятся применимы в реальной жизни. Это способствует повышению качества жизни, счастью и лучшему пониманию себя.

Во-вторых, это представители профессий, активно работающих с людьми, — психологи, психотерапевты, коучи, бизнес-тренеры, HR-специалисты, предприниматели и т. д. В общем, все, кому по специальности приходится общаться со множеством людей. На наших семинарах они получают возможность расширить и углубить свои профессиональные навыки и освоить эффективные и искренние способы коммуникации.

В-третьих, люди, интересующиеся методами осознанности, имеют возможность соприкоснуться с целостной системой внимательного осознавания и, тем самым, углубить свою практику.
— Для кого НЕ предназначены семинары по холосценденции?

— Хотя на семинарах мы ведем глубокую психологическую работу и затрагиваем работу с теневыми аспектами, это направлено, прежде всего, на личную и профессиональную самоактуализацию, психологический рост, исследование экзистенциальных смыслов, развитие коммуникативных навыков и осознанности, — то есть повышение качества личной и профессиональной жизни.

Наши семинары не являются психотерапией в медицинском понимании, принятом в РФ. Семинары не предназначены для людей, находящихся в острых или тяжёлых психических состояниях (например, тяжёлых депрессиях, пограничных состояниях, ПТСР), имеющих активную историю психиатрических заболеваний или расстройств личности или проходящих психофармакологическое лечение.

Если вы подозреваете у себя такое состояние или вам нужна серьёзная психотерапевтическая помощь, пожалуйста, обращайтесь к врачам-психотерапевтам, работающим в специализированных учреждениях. Мы можем порекомендовать, например, Mental Health Center в Москве.
Как проходили семинары
Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Уфа
Наше концептуальное окружение
На протяжении многих лет мы непрестанно углубляем свою профессиональную компетенцию.
Мы опираемся на труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, исследователей, практиков, внимательно изучаем их теоретические модели и интегрируем методы в своей практике.
Наше концептуальное окружение
На протяжении многих лет мы непрестанно углубляем свою профессиональную компетенцию.
Мы опираемся на труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, исследователей, практиков, внимательно изучаем их теоретические модели и интегрируем методы в своей практике.
Отечественные исследователи
Владимир Бехтерев — биопсихосоциальный подход и объективная психология
Василий Налимов — спонтанность сознания и вероятностная модель языка
Лев Выготский — зона ближайшего развития и влияние культурного контекста
Борис Карвасарский — клиническая психология и психотерапия

Владимир Мясищев — психология отношений и медицинская психология
Андрей Личко — психология акцентуаций характера
Эдмонд Эйдемиллер — семейная психотерапия
Николай Бердяев — философия персонализма

Фёдор Василюк — психология и феноменология переживания
Евгений Торчинов — трансперсональная философия и сравнительное религиоведение
Дмитрий Спивак, Леонид Спивак — лингвистика необычных состояний и наука о сознании
Олег Бахтияров — психонетика и деконцентрация
Алексей Ксендзюк — исследования практик работы с вниманием
Фёдор Достоевский — феноменология экзистенциальных смыслов
Владимир Баскаков — танатотерапия
• и др.
Зарубежные исследователи
Интегральная теория и практика

Кен Уилбер — основатель интегрального подхода AQAL и интегральной психологии
Шон Эсбьорн-Харгенс — интегральные исследования и образование
Дастин ДиПерна — исследования стадий созерцательного развития
Фредерик Лалу — организации будущего (teal organizations)
Барретт Браун — исследования лидеров на постформальных стадиях зрелости

Психология вертикального (взрослого) развития

Жан Пиаже и неопиажетианские школы
Роберт Киган и гарвардская школа — порядки сознания и субъектно-объектная методология
Джейн Лёвинджер — теория развития эго
Сюзанна Кук-Гройтер — интегральное расширение теории развития эго
Клэр Грейвз, Дон Бек — исследования спиральной эволюции ценностей
Жан Гебсер — исследования «мутаций» мировоззрений и структур сознания

Межличностная нейробиология

Дэниел Сигел — теория привязанности и нейробиологические корреляты эмпатии

Экзистенциальная психология и философия

Карл Роджерс — личностно-ориентированный и клиент-центрированный подход
Ролло Мэй — экзистенциальная психотерапия
Виктор Франкл — логотерапия
Сёрен Кьеркегор — экзистенциальная философия

Гуманистическая психология

Абрахам Маслоу — иерархия потребностей, пиковые переживания, самоактуализация
Эрих Фромм — концепция позитивной свободы

Трансперсональная психология

Фрэнсис Воон и Роджер Уолш
Чарльз Тарт — состояние-специфические подходы
Станислав Гроф — базовые перинатальные матрицы и системы конденсированного опыта
Стэнли Криппнер — исследования необычных состояний
Джон Уэлвуд, Роберт Аугустус Мастерс — проблемы «духовного избегания» (spiritual bypassing)
Гештальт-терапия

Фредерик Перлз — гештальт-подход к осознаванию и презентификации
Лаура Перлз — критический подход к гештальт-терапии
Клаудио Наранхо — трансперсональный гештальт-подход

Процессуальная психология

Арнольд Минделл и Эми Минделл — процессуальная и мировая работа

Эриксоновские подходы

Милтон Эриксон — недирективный подход к работе с трансформациями состояний и проблем
Стивен Гиллигэн — генеративная работа с состояниями

Практика внимательного осознавания (mindfulness)

Дэниел Сигел — концепции внимательного мозга и внимательного осознавания
Дэниел Гоулман — практика внимательного осознавания и эмоциональный интеллект
Аллан Уоллес — исследования созерцательных подходов
Дэниел Браун — гарвардские исследования стадий медитативного развития

Психосоматические, телесные, embodiment-подходы

Франц Александер — основы психосоматики
Александр Лоуэн — основы биоэнергетического анализа
Юджин Джендлин — фокусирование
• и др.

Нарративный подход

Майкл Уайт — нарративная практика
Дэвид Эпстон — нарративная терапия

Психодинамические подходы

Эго-психология
Теория объектных отношений
Психология самости Хайнца Кохута и последователей
Юнгианская аналитическая психология
• и др.

Классическая психология


Уильям Джеймс — феноменологическая психология и прагматизм
Зигмунд Фрейд и его ученики — основы психоанализа

Исследования линий развития


Говард Гарднер — множественный интеллект (multiple intelligence)
Дэниел Гоулман — эмоциональный интеллект, осознанность и лидерство
Отечественные исследователи
Владимир Бехтерев — биопсихосоциальный подход и объективная психология
Василий Налимов — спонтанность сознания и вероятностная модель языка
Лев Выготский — зона ближайшего развития и влияние культурного контекста
Борис Карвасарский — клиническая психология и психотерапия
Владимир Мясищев — психология отношений и медицинская психология
Андрей Личко — психология акцентуаций характера
Эдмонд Эйдемиллер — семейная психотерапия
Николай Бердяев — философия персонализма
Фёдор Василюк — психология и феноменология переживания
Евгений Торчинов — трансперсональная философия и сравнительное религиоведение
Дмитрий Спивак, Леонид Спивак — лингвистика необычных состояний и наука о сознании
Олег Бахтияров — психонетика и деконцентрация
Алексей Ксендзюк — исследования практик работы с вниманием
Фёдор Достоевский — феноменология экзистенциальных смыслов
Владимир Баскаков — танатотерапия
• и др.
Зарубежные исследователи
Интегральная теория и практика
Кен Уилбер — основатель интегрального подхода AQAL и интегральной психологии
Шон Эсбьорн-Харгенс — интегральные исследования и образование
Дастин ДиПерна — исследования стадий созерцательного развития
Фредерик Лалу — организации будущего (teal organizations)
Барретт Браун — исследования лидеров на постформальных стадиях зрелости

Психология вертикального (взрослого) развития

Жан Пиаже и неопиажетианские школы
Роберт Киган и гарвардская школа — порядки сознания и субъектно-объектная методология
Джейн Лёвинджер — теория развития эго
Сюзанна Кук-Гройтер — интегральное расширение теории развития эго
Клэр Грейвз, Дон Бек — исследования спиральной эволюции ценностей
Жан Гебсер — исследования «мутаций» мировоззрений и структур сознания

Межличностная нейробиология

Дэниел Сигел — теория привязанности и нейробиологические корреляты эмпатии

Экзистенциальная психология и философия
Карл Роджерс — личностно-ориентированный и клиент-центрированный подход
Ролло Мэй — экзистенциальная психотерапия
Виктор Франкл — логотерапия
Сёрен Кьеркегор — экзистенциальная философия

Гуманистическая психология

Абрахам Маслоу — иерархия потребностей, пиковые переживания, самоактуализация
Эрих Фромм — концепция позитивной свободы

Трансперсональная психология

Фрэнсис Воон и Роджер Уолш
Чарльз Тарт — состояние-специфические подходы
Станислав Гроф — базовые перинатальные матрицы и системы конденсированного опыта
Стэнли Криппнер — исследования необычных состояний
Джон Уэлвуд, Роберт Аугустус Мастерс — проблемы «духовного избегания» (spiritual bypassing)

Гештальт-терапия
Фредерик Перлз — гештальт-подход к осознаванию и презентификации
Лаура Перлз — критический подход к гештальт-терапии
Клаудио Наранхо — трансперсональный гештальт-подход

Процессуальная психология
Арнольд Минделл и Эми Минделл — процессуальная и мировая работа

Эриксоновские подходы

Милтон Эриксон — недирективный подход к работе с трансформациями состояний и проблем
Стивен Гиллигэн — генеративная работа с состояниями

Практика внимательного осознавания (mindfulness)

Дэниел Сигел — концепции внимательного мозга и внимательного осознавания
Дэниел Гоулман — практика внимательного осознавания и эмоциональный интеллект
Аллан Уоллес — исследования созерцательных подходов
Дэниел Браун — гарвардские исследования стадий медитативного развития

Психосоматические, телесные, embodiment-подходы

Франц Александер — основы психосоматики
Александр Лоуэн — основы биоэнергетического анализа
Юджин Джендлин — фокусирование
• и др.

Нарративный подход

Майкл Уайт — нарративная практика
Дэвид Эпстон — нарративная терапия

Психодинамические подходы
Эго-психология
Теория объектных отношений
Психология самости Хайнца Кохута и последователей
Юнгианская аналитическая психология
• и др.

Классическая психология
Уильям Джеймс — феноменологическая психология и прагматизм
Зигмунд Фрейд и его ученики — основы психоанализа

Исследования линий развития

Говард Гарднер — множественный интеллект (multiple intelligence)
Дэниел Гоулман — эмоциональный интеллект, осознанность и лидерство
Стоимость
• 14000 ₽ — при оплате в день семинара
• 11800 ₽ — при оплате до 23.11.18 (включительно);
• 10800 ₽ — при оплате до 14.11.18 (включительно);

Скидка 1500 ₽ — действует для семейных пар
(на двоих), а также в случае прихода с вами на тренинг
нового участника.

Обращаем ваше внимание, что для участия по сниженной стоимости нужно не только зарегистрироваться, но и внести оплату в соответствии с указанными датами. Возможно внесение частичной предоплаты для фиксирования стоимости (частичная предоплата не возвращается).
Зарегистрироваться
на семинар
Мы вышлем вам реквизиты для оплаты или ответим на интересующие вопросы в течение 24 часов
Нажимая кнопку «Отправить»,
вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку персональных данных.

сергей куприянов
Я считаю, что представителям моей профессии важно развить способность понимать людей не только умом, но, прежде всего, тишиной своего сознания — тишиной, надвременностью, которые нас всех объединяют. В этом совместно разделяемом пространстве рождается истинное сочувствие, любовь, видение надвременной красоты человека и его жизненного потенциала.

Если меня спросят, каким своим достижением я больше всего горжусь, то, по-видимому, я выберу именно эту способность глубокого тихого понимания.
сергей куприянов
Я считаю, что представителям моей профессии важно развить способность понимать людей не только умом, но, прежде всего, тишиной своего сознания — тишиной, надвременностью, которые нас всех объединяют. В этом совместно разделяемом пространстве рождается истинное сочувствие, любовь, видение надвременной красоты человека и его жизненного потенциала.

Если меня спросят, каким своим достижением я больше всего горжусь, то, по-видимому, я выберу именно эту способность глубокого тихого понимания.
Наши партнёры
holoscendence@gmail.com
Задайте нам вопросы, если у вас остались сомнения
+7 (981) 132-07-98
vk
fb